красота и здоровье женщин

женский сайт
женский сайт

Что нужно знать, выбирая косметику
Как выбрать косметику?



Анна Марголина






Раздумья у прилавка

Многим женщинам знакомы мучительные раздумья у прилавка с бесчисленными баночками и тюбиками с косметикой. Привлекательные баночки, манящие названия, гремящие рекламные фразы, соблазнительные запахи и… весьма серьезные цены. Что делать, чтобы разрешить сомнения? Посоветоваться с продавцом, с косметологом, прочитать статью в дамском журнале, поискать информацию в интернете? А может быть руководствоваться зовом сердца, схватить то, к чему душа лежит? Или сначала попробовать на тыльной стороне руки, чтобы убедиться, что приглянувшийся крем воздушный и нежный? Поверить рекламе? Покупать только дорогое импортное (вариант — дешевое отечественное)? Как выбрать косметику, и нужно ли так тщательно ее выбирать?

Довольно часто решающим аргументом в выборе косметики становится именно мнение продавца. Почему-то люди верят, что человек, стоящий за прилавком, знает все о товарах, которые он продает («Эта рыбка свежая?», «Эти яблочки не кислые?», «Эти колготки не рвутся?» и т.д.). Что ж, когда речь идет о рыбке, или колготках, на консультацию продавца вполне можно положиться. Более того, еще 15-20 лет назад такой метод выбора был оправдан и в отношении косметики. Тогда не требовалось никаких специальных знаний, чтобы порекомендовать ту или иную косметику. Все равно вершиной ее действия было очищение, смягчение и украшение кожи, поэтому даже дипломированный специалист не смог бы разыскать среди косметических продуктов те, что реально смогли бы убрать морщины, или повысить упругость кожи. Правда и особой опасности эта косметика не представляла. Единственное, чего нужно было бояться, это что выбранный крем окажется слишком жирным, будет резко пахнуть, или вызовет раздражение кожи и иные неприятные ощущения.

Сейчас от косметики ожидают чуда. С экранов телевизоров, страниц журналов и газет, красочных плакатов в магазинах, на покупательниц смотрят холеные красавицы с кожей нежнее лепестков лилии, словно спрашивая — неужели вы не хотите выглядеть так же? Рецепт прост, надо просто купить вот этот крем (масло, тоник, гель, лосьон и т.д.) Реклама советует (хотите избавиться от морщин?), убеждает (у маленькой сестренки угри, но она стала протирать лицо наши средством и вот она уже танцует с кавалером) и даже стращает (яблоко высохло и сморщилось, это может случиться с вами!).

Появилась особая разновидность продавцов — консультанты фирм. Они так же как обычные продавцы не имеют специального образования, которое позволяло бы давать грамотные рекомендации, но зато хорошо натасканы на косметической продукции фирмы, которую они представляют. Задайте консультанту любой вопрос, и он моментально выставит перед вами батарею баночек, уверяя, что только они решат вашу проблему.

Даже косметологи часто выступают не только в роли «доктора вашей кожи», но и в роли тех же продавцов, стремящихся продать вам косметические процедуры, или косметику. Справедливости ради заметим, что и им приходится выбирать косметику и выдерживать натиск рекламы и сладкоречивых консультантов. И ошибка в выборе косметики косметологу обходится порой дороже, чем клиенту, ведь в этом случае может пострадать его профессиональная репутация.

Все эти категории продавцов, на мнение которых так привыкли полагаться дамы, покупающие косметику, обладают прекрасным даром убеждения, и умением вполне правдоподобно объяснить, почему вам нужна именно эта косметика, или именно эта услуга. Консультант хватает вас за рукав и проникновенным голосом начинает говорить «я вижу у вас расширенные сосуды? Наверное, вы пьете много кофе?» Если вы киваете, поражаясь его прозорливости, то вслед за этим следуют заученные фразы про уникальный крем, который разработан именно для вашего случая. А когда в роли продавца выступает косметолог, то защитить от кровопускания свой кошелек, практически невозможно — не так легко подвергать сомнению мнение специалиста.

Каждая женщина хочет быть красивой и иметь здоровую кожу. Многие готовы платить за это большие деньги, и (что очень существенно) многие имеют такую возможность. Однако результат от применения косметических средств зависит не от количества потраченных на них денег, и не от красноречия продавца-консультанта, а от того, насколько они эффективны и насколько правильно они подобраны. И вот здесь, решающее значение приобретает качество информации — из надежного ли источника были получены те факты, с помощью которых вас убедили купить этот крем, и не были ли они перевернуты с ног на голову? Единственный способ защитить свою кожу и кошелек от покупки совершенно ненужных (а то и вредных) косметических средств — иметь в своем распоряжении качественную, современную и достоверную информацию о современных косметических средствах. Однако это не так просто.



Взгляд в прошлое.

Многие говорят, что косметика прошлых лет была более «натуральной», чем сейчас. В каком-то смысле это верно. Кремы изготавливались на основе масел и жиров, среди которых было много насыщенных жиров, а в качестве активных ингредиентов в них вводили витамины и растительные экстракты. О том, проникают ли эти экстракты и витамины сквозь кожу, достаточная ли их концентрация в косметическом средстве, сохраняют ли они свою активность в рецептуре и т.д. речь вообще не шла — возможностей проверить это не было, да и необходимости в этом не видели. Почему? Да потому что косметические средства по определению — это вещества, предназначенные нанесения на поверхность кожи с целью очищения, украшения, усиления привлекательности или изменения внешнего вида. Косметика не должна вмешиваться в процессы, протекающие в коже, и, более того, не должна проникать в ее глубокие слои. Такое определение дало косметическим средствам Американское управление по пищевым продуктам и лекарствам (FDA) еще в 1938 году и, что самое интересное, придерживается его до сих пор, несмотря на появление обширного класса косметических продуктов, способных проникать вглубь кожи и влияющих на ее физиологию — космецевтиков. Однако в то время, о котором мы ведем речь, никакой космецевтики не существовало, поэтому, главное, о чем заботились разработчики косметики — это безопасность косметики и ее «приятность» для потребителя (запах, текстура и т.д.).

В то время от специалистов, работающих в косметическом производстве, можно было услышать высказывание, что нет такой специальности «косметолог», потому что окончание «логос» означает науку, а такой науки как косметология, не существует. И тогда это было правдой.

Однако за последнее десятилетие ситуация изменилась, и с тех пор продолжает стремительно меняться. Во-первых, косметическое производство освоило достижения большой химии, что позволило компаниям создавать продукты, удивительно приятные для кожи и почти мгновенно улучшающие ее внешний вид, а во-вторых, к разработке косметических средств подключились научные лаборатории, которые стали пытаться расширить возможности косметики. В итоге, появились две новые категории косметических продуктов — те, что могли создать видимость почти моментального улучшения кожи, и те, что вызывали более глубокие и стойкие изменения (причем первая группа средств довольно быстро научилась маскироваться под вторую).

Российские потребители приобщились ко всем этим переменам всего лишь каких-нибудь 5-6 лет назад. Окунувшись с головой в море современной косметики, и оказавшись под штормовым натиском рекламы, потребители не сразу заметили, что их забыли снабдить спасательным жилетом — современной и достоверной информацией о косметических средствах. Суррогатом информации стала реклама, которая взяла на себя роль миссионера, приобщающего дикарей к радостям (а также излишествам и порокам) цивилизации.

Говорят, что реклама двигатель прогресса. На самом деле, прогресс обычно бывает движущей силой рекламы. Разработка новых косметических продуктов и научные исследования, требуют больших капиталовложений. Для того чтобы эти деньги окупились, производитель косметики должен объяснить потребителю преимущества нового средства, показать, чем оно отличается от всех других и зачем оно вообще нужно. Например, для того чтобы продавать солнцезащитные средства, нужно объяснить как вредно УФ-излучение, а для того, чтобы продать косметику с антиоксидантами, нужно донести до широкой публики информацию о вреде свободных радикалов и т.д. Необходимость нести знание в массы, породила особый бизнес — популяризацию научных фактов и притягивание их (порой, воистину за уши) к рекламе косметических препаратов (или пищевых добавок). Конечно, иногда журналистами-популяризаторами движут и благие просветительские порывы, но чаще коммерческая подоплека статьи видна невооруженным глазом.

Сначала была эйфория. После тяжелых кремов прежних времен, которые не впитывались и лежали на лице некрасивым жирным слоем, современные кремы, которые не только мгновенно впитывались, но и чудесным образом разглаживали кожу, делая ее нежной и упругой, казались идеалом. После этого так легко было поверить в рекламу, ведь чудо которое она обещала, совершалось буквально на глазах. Не сразу женщины заметили, что изменения, которые вызывала эта новая косметика в коже, чаще всего были весьма кратковременными. Более того, нередко кожа словно привыкала к тому или иному крему и ее состояние начинало катастрофическим образом ухудшаться, когда крем заканчивался. Многие дамы, испытавшие обманчивое великолепие импорта, возвращались к проверенным (и не столь назойливо рекламируемым) российским средствам. Между тем, российская косметика тоже стала меняться.



Ветер перемен. Проблема информации.

Дело в том, что в период больших перемен в России начался процесс разрушения монополистической структуры косметического производства советского периода. Вместо огромных монстров, развитие которых тормозила бюрократия, появились молодые активные компании, полные сил и стремления изменить лицо отечественной косметологии. И надо сказать, что им это удалось. Особенно благоприятные условия для российского косметического бизнеса неожиданно сложились после августовского кризиса 1998 года, когда в Россию резко сократился поток импорта, а обедневшие россияне переключили свое внимание на более дешевую косметику. Видимо тогда и был создан миф об отечественной «полностью натуральной» косметике, которая якобы производится из российского сырья.

На самом деле, реально в России просто не было химических производств, которые выпускали бы сырье для косметической промышленности. Были компании, которые выпускали небольшой спектр биологически-активных добавок, растительных экстрактов, ограниченный набор ПАВ. Однако в основном сырьем российских производителей снабжали зарубежные химические гиганты Henkel, Goldschmidt, Dragoko и др. В этом были свои плюсы. Ведь в поисках поставщиков нового качественного сырья и новых идей новые производители косметики стали активно выезжать за границу, на специализированные выставки и конференции, где получали доступ к современной информации. И вот тут-то оказалось, что за 10 лет переворотов и бурной политической жизни российское косметическое производство безнадежно отстало от всего мира. Многое, о чем писали зарубежные специализированные издания по косметологии, о чем говорили на конференциях, многое, что встречалось на страницах рекламных буклетов и листовок приводило российских специалистов в замешательство. Ни о чем подобном в России не слышали. И это неудивительно — дело в том, что резкий скачок в развитии научных технологий во всем мире совпал по времени с периодом развала российской науки (который продолжается до сих пор). Пока западная научная мысль толкала вперед косметическое производство, в России прекращалось финансирование научно-исследовательских институтов, оскудевал поток журналов в библиотеки, разбегались по разным странам ученые. Если на западе, существовало много изданий, которые регулярно публиковали статьи с обзорами современной научной информации, то в России ничего подобного уже давно не было (журналы «Химия и жизнь» и «Наука и жизнь», которые хоть как-то держали людей в курсе современных научных идей, тогда переживали не лучшие времена). И теперь, оказавшись в открытом море бизнеса, новые российские производители косметики должны были достаточно быстро усвоить очень большой объем информации, без которой создание современной косметики было уже невозможно.

Это была непростая задача, так как вся эта информация была на английском языке, к тому же раскапывать ее приходилось с самых истоков. Удобным источником информации могли бы быть зарубежные специализированные издания, однако без знания биохимии, биологии, медицины и т.д., трудно было отделить псевдонаучные спекуляции и вымыслы от научных фактов. Первым изданием, который начал публиковать достоверную и точную информацию о научных основах современного косметического производства на русском языке, стал наш журнал «Косметика и Медицина».

На протяжении пяти лет наше издание публиковало статьи, посвященные современным разработкам в косметическом производстве, новым направлениям и методам в косметологии. Сначала оно было рассчитано исключительно на производственников, затем мы стали стараться публиковать статьи, которые были бы интересны косметологам и дерматологам. Постепенно накопился большой багаж знаний, не только благодаря работе над статьями, но и благодаря поездкам на многочисленные конференции по косметологии и специализированные выставки, откуда мы всегда привозили чемоданы литературы. К тому же нам удалось познакомиться со многими учеными, которые внесли свой вклад в формирование современного взгляда на кожу и косметику, а также с производством и научными лабораториями крупнейших западных компаний по производству косметического сырья и готовой косметики, которые также снабжали нас бесценными сведениями. Собирая и анализируя информацию, мы пришли к выводу, что выбор косметики стал весьма серьезным делом, потому что косметика перестала быть безобидной.



Оборотная сторона прогресса.

Во-первых, как мы уже говорили, в косметическое производство властно вошла большая химия, кардинально изменив облик косметики. Сейчас можно нанести питательный крем после умывания в ванной, и выйти оттуда уже с совершенно чистым и привлекательно выглядящим личиком, без следа жира на коже. Дневные кремы впитываются за считанные секунды, и в течение дня ничем не напоминают о себе. Косметические средства стали легкими, воздушными нежными и ласкающими кожу. Все это стало возможным лишь благодаря синтетическим добавкам, этого невозможно было достичь с натуральными маслами и жирами. Вместе с тем, новая «приятная» косметика стала вызвать много побочных реакций, таких как аллергические реакции, обострение угревой болезни, раздражение кожи.

Во-вторых, изменились биологически активные вещества, роль которых ранее в косметике была ничтожной. Раньше в косметике содержались только витамины и растительные экстракты, которые чаще всего не проникали дальше рогового слоя, и поэтому не могли оказывать какое-либо действие на клетки кожи. В современных же косметических средствах могут оказаться вещества, ускоряющие деление клеток, угнетающие (или стимулирующие) меланогенез, влияющие на клетки иммунной системы и даже на нервные окончания, причем все это обычно бывает сдобрено добавками, повышающими проницаемость кожи. Косметика становится все более действенной, все более эффективной, порой приближаясь по степени воздействия к фармакологическим препаратам. Но, чем глубже вмешательство в физиологию кожи, тем большей осмотрительности оно требует.

Неудивительно, что сейчас многие люди не могут приобщиться к радостям современной косметики, так как их кожа реагирует на нее жжением, покраснением и другими неприятными реакциями. Осложнилась жизнь и у косметологов, ведь появился риск, что клиент после процедуры в салоне может получить аллергию или раздражение кожи, усиление угревой болезни или герпетической инфекции, гиперпигментацию или шрамы.

Прочитав все это, некоторые читатели могут вздохнуть и пожалеть о золотых временах «безопасной» косметики. Совершенно, на наш взгляд, напрасно. Ведь современная косметика открыла перед нами совершенно новые возможности по сохранению молодости кожи, восстановлению ее здоровья, и даже сделала давнюю мечту женщин, борьбы с морщинами, реальностью. Однако для того чтобы косметика служила на благо кожи, надо уметь ее правильно выбирать. Очевидно, что совета продавца здесь уже недостаточно. Не стоит доверять и сладкоречивым консультантам, равно как рекламным буклетам и публикациям в женской прессе. Мало пользы и от самодегустации косметики, ведь многие эффекты проявятся лишь спустя длительное время. Может быть здесь поможет косметолог? Ведь мы не назначаем себе сами лекарства, а идем со своими болезнями к врачу. Это был бы превосходный вариант, если бы все косметологи имели достаточно высокую квалификацию. Однако, к сожалению, это не так.



Косметолог косметологу рознь

Сейчас в России, для того чтобы именоваться косметологом, совсем не обязательно иметь хоть какое-то медицинское образование. Достаточно окончить коммерческие курсы продолжительностью в 2-6 месяцев. Далеко не все косметологи имеют доступ к профессиональной литературе, а многие из них просто не могут (и не хотят) читать слишком сложные научные тексты. Поэтому, если уж идти к косметологу, то надо выбирать того, кто имеет хоть какое-то отношение к медицине и способен внятно объяснить принцип действия препаратов, которые он применяет. Однако даже наличие у косметолога диплома врача-дерматолога еще не говорит о том, что он хорошо ориентируется в современной косметике. Многие дерматологи очень мало осведомлены о переменах, произошедших в косметическом производстве, и о возможностях косметических средств и поэтому продолжают относиться к косметике по старинке, как к чему-то не имеющему никакого отношения к их профессиональной деятельности. Редко какой врач может ответить на вопрос пациента «какой косметикой мне можно пользоваться?», и редкий врач способен порекомендовать кроме сильнодействующих и часто вредных лекарств, более мягкие и более безопасные косметические препараты. Похожая ситуация наблюдается в медицине, когда врачи не знают ничего о пищевых добавках, способных помочь пациенту, не могут высказать своего мнения о методах альтернативной медицины, под многими из которых уже есть вполне твердая научная база.

В чем же дело? Отчего новые данные о строении кожи, и о принципах действия современных косметических средств остаются неизвестными не только потребителям косметики, но и многим профессионалам. Отчего в косметическом мире остается так много мифов, легенд, ошибочных, или упрощенных представлений, а то и чистой воды надувательства? Ответ на этот вопрос легко найти, пролистав периодически издания в поисках информации о косметике. К сожалению, изданий, пишущих о косметике профессионально, на хорошем научном уровне, до сих пор мало, да и распространяются они только на профессиональных косметических выставках, или по подписке. Что же читает так называемая широкая публика, среди которой немало и ученых, и врачей, и даже косметологов? Это преимущественно переводные иллюстрированные журналы (magazines), в которых львиная доля материалов является по сути дела рекламой. Надо сказать, что неискушенный читатель, может быть, этого и не заметит. Для него рекламные статьи — это тоже статьи, и он нередко воспринимает информацию, которая в них содержится, за чистую монету. Если же читатель врач, то он, скорее всего, через десяток другой страниц плотной рекламы уже будет сыт ею по горло.

И все же, ситуация меняется. В косметологию все чаще приходят люди, имеющие высшее медицинское образование, а наличие врача в косметическом салоне (если это не косметический кабинет при парикмахерской) уже считается необходимым. Косметолог в отличие от коробейника из сетевого маркетинга, или продавца-консультанта, обычно бывает более ответственен в своих рекомендациях, ведь от этого зависит его репутация. Тем не менее, пока еще не пришло то время, когда, придя к косметологу, можно всегда рассчитывать на грамотную и современную консультацию. Надо понимать, что и косметолог не всегда располагает качественной информацией, так как многие из них больше любят читать популярные журналы, чем научные. Поэтому всем, кто хочет сохранить и поддержать здоровье своей кожи, полезно научиться разбираться в косметике самостоятельно. Мир косметики изменился, а значит и потребители косметики тоже должны измениться. Прежде всего, они должны стать более информированными, более ответственными, должны научиться понимать потребности своей кожи, знать основные причины, вызывающие нарушение ее функционирования, понимать механизм действия наиболее важных биологически активных веществ косметики. Конечно, овладевание основами косметологии, проникновение в тайну знаний о коже, расшифровка загадочных названий на этикетках, требует времени и сил. Но разве здоровье кожи не стоит этих усилий? Тем более, что деньги, потраченные на книги и журналы, позволят сохранить свой кошелек от назойливых и полуграмотных продавцов, а время, потраченное на чтение, позволит в дальнейшем не тратить зря время на посещение тех специалистов, услуги которых могут нанести вашей коже непоправимый вред.



Что нужно знать, выбирая косметику

Информацию, которая может помочь в выборе косметики, можно разделить на несколько ветвей, от которых в свою очередь будут отпочковываться более мелкие отростки. Это:

1. Строение кожи — нужно знать для того, чтобы представлять себе возможные мишени воздействия косметики, оценивать вероятность того, что косметическое средство проникнет в нужные слои кожи, понимать, как косметика может мгновенно улучшать внешний вид кожи, и что с кожей при этом происходит.

2. Физиология кожи, механизм старения, патогенез некоторых заболеваний (например, акне) — нужно знать, чтобы не вламываться с сильнодействующей косметикой в кожу, как слон в посудную лавку, разрушая все на своем пути. Реклама редко предупреждает о побочных эффектах, которые возможны при применении косметики, но они от этого не становятся менее реальными.

3. Внешние факторы, вызывающие старение кожи и нарушение ее физиологии — нужно знать для того, чтобы выбрать стратегию защиты кожи, которая позволит продлить ее молодость.

4. Механизм действия важнейших биологически активных веществ — нужен для того, чтобы понимать, что может дать коже косметика, а что она дать ей не может.

Кроме этого, надо представлять себе, как на кожу может влиять состояние организма, так как от него может зависеть как результат действия косметики, так и исход косметических процедур.

http://www.amargolina.com/articles/page5.html
Nasty вне форума    
Категория: Мои статьи | Добавил: nady70 (12.05.2010)
Просмотров: 2707 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ